ЛИТРЕЦЕНЗИЯ

ЛИТРЕЦЕНЗИЯ (19)

Понедельник, 08 марта 2021 14:11

Глазыньки самурайские

Автор

В преддверии праздника 8-го Марта творческим объединением "Русское эхо" (г. Самара) при финансовой помощи Российского фонда мира вышла книга избранных стихотворений известной российской поэтессы Дианы Кан, ознакомиться с которой можно, пройдя по ССЫЛКЕ.

Предисловие к изданию написал руководитель секции критики Союза писателей России Вячеслав Лютый. Ниже мы его приводим.

ГЛАЗЫНЬКИ САМУРАЙСКИЕ

В современной русской поэзии минувшие полтора десятка лет отчётливо связаны с именем Дианы Кан. Лирика и гражданские стихи, миф и жёсткая инвектива – все эти формы органичны для художественного дарования поэтессы. Её интонации меняются от проникновенно мягких до саркастических, а лирический сюжет вполне может включать в свои пределы надмирное созерцание и геополитику.
Способность к строгой поэтической речи парадоксально соединена у Дианы Кан с чувством воли, берущим начало в русском фольклоре. Её слово порой отличается волшебной детскостью: так ребёнок переливает смыслы из одного звучания в другое, соединяет несоединимое, чувствует себя хозяином произносимых имён и определений.
В поэзии Кан есть широта охвата русской жизни, поразительный спектр сюжетов, множество характеров людей, которые однажды встретились автору, попали в стихи и остались в них образами – художественно ясными и живыми. Жизнелюбие, твёрдость характера её лирической героини удивительны на фоне того плача о «погибели русской земли», что длится до сих пор в отечественной поэзии с начала 90-х годов.
Историзм – скрытая черта многих произведений Дианы Кан. Время от времени он проявляется в видимых формах, как, например, в стихах о Табынской иконе Божьей Матери или о волжских атаманах. Но прежде всего – пронизывает все без исключения поэтические размышления автора о судьбах России. Так сложилось, что поэтесса с азиатским разрезом глаз впитала в свою душу огромное сюжетное и интонационное богатство русской жизни. Универсальность её взгляда на происходящее вокруг, при очень личном оттенке речи, как правило, оценивается позже – когда стихи звучат в памяти, когда реальность машинально называется по её строке, когда другой человек плавно вписывается в её характеристику, которая, оказывается, вмещает в себя очень многих.
При очевидной склонности к лирике у Дианы Кан очень заметно глубокое дыхание, которое мы привыкли находить в эпических произведениях. Двадцатый век, разбивший множество судеб, склонил русскую поэзию к фрагментарности, «осколочности» поэтического высказывания. В полной мере, возможно, только Юрий Кузнецов в своих поэмах о Христе дал современной русской литературе парадоксальный образец эпического жанра. Но у него уже сама авторская речь была умягчена лирикой, и это драгоценное соединение большого с малым есть замечательное достижение поэта.
У Дианы Кан нет больших поэм, она не стремится воплотить какую-либо важную тему в пространной литературной форме. Однако свод её стихотворений о родине, кажется, выдохнула грудь самой русской земли: столь велики пространство и время, что укрыты словами поэтессы, будто невесомой и прозрачной тканью, под которой видны горы и бездны, одиночество и единство, покой и стремительное движение.
Её отношения с Богом в очень малой степени выплёскивается в стихи, в которых нет громких «православных» деклараций. Но есть тихое упование на милосердие и смирение, в которых небо соединяется с землёй. Не однажды поэтесса упоминала русское родовое начало, для неё это важнейшая опора отечественной культуры. Соединяя чувство рода с интуитивным переживанием правды, которое на Руси в последнее тысячелетие связано со Спасителем, она являет собой пример русского человека в единстве его противоречий и жажды справедливости.
Невозможно заранее представить, какая тема в самых общих чертах явит себя в стихотворениях Дианы Кан. Непредсказуемость, столь важное качество для поэта, в её случае оказывается органической чертой творчества. Все книги Кан, от первых небольших сборников до последних по времени объёмных изданий, сохраняют главные линии её поэзии. Однако любая новая вещь почти всегда у неё читается как первая в тематическом ряду. Между тем существует ещё одно измерение этого имени. Не перечислить молодых поэтов, которым Диана Кан так или иначе помогла обрести себя. В эпоху, когда нарушены взаимные творческие связи, Союз писателей России ослаблен целым рядом организационных проблем, она стала своеобразным центром, в котором объединяются самые разные дарования, налаживаются журнальные связи. Постепенно – месяц за месяцем, год за годом – создаётся поле горизонтального взаимодействия творческих сил русских поэтов и прозаиков. И сегодня уже многие известные литераторы могут сказать о ней с сердечной теплотой: «Наша Диана!»
Принято считать, что у неё трудный характер и вспыльчивый нрав. Очень часто такая характеристика, кажется, отодвигает в сторону её поэзию. Однако способность к состраданию и отходчивая душа удивительным образом перекликаются со строками Дианы
Кан, подтверждают их человечески, личностно. И делают её стихи достоверными, незримо совмещая литературу с жизнью – как бы далеко друг от друга они не отстояли в наше горькое для правды и таланта время.

Вячеслав Лютый, руководитель секции критики Союза писателей России

Понедельник, 21 декабря 2020 15:19

Светлый Апокалипсис

Автор

В новом номере всероссийского электронного литературного журнала ЛИТЕРРА опубликован материал члена Союза писателей России, поэтессы Дианы Кан о поэтическом сборнике поэта Бориса Селезнёва «Лучший день».


Исконно, ещё с тех времён, когда Русь приняла христианство от Византии, русские люди к Апокалипсису относились осторожно, не сказать настороженно. Периодически в обществе, во времена социальной регрессии, эти настроения усиливались.
Во время социальной и экономической стабильности, сходили на нет. Но никогда не исчезали совсем, скорее впадали в некий летаргический сон… В глубине души у каждого русского человека, даже если он считает себя атеистом, есть некое неотменяемое генетическое чувство Абсолюта, к которому стремится душа. И некое глубинное понимание того, что строгость наказания за содеянное – есть лишь одно из проявлений божественной любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – говорится в Откровении Иоанна Богослова. А стало быть Светлым по праву можно назвать не только праздник-Воскресение, но и наказание, исходящее Свыше. Вспомним, что СВЕТ – одно из имён Христа-Логоса!
Тема Апокалипсиса прочно вошла в русскую культуру, которая отчасти была заворожена картинами небесного воздаяния за земное несовершенство. Но стоит ли воспринимать Апокалипсис лишь как безжалостный приговор человечеству?
В Откровении Иоанна Богослова, помимо печальных и трагических моментов неизбежности наказания, много света и святости. Так, в частности, считают некоторые уважаемые доктора богословия (тот же Антон Небольсин). Вот об этом светлом Апокалипсисе вспоминаешь, читая книгу стихотворений замечательного поэта из богатой духом Нижегородчины Бориса Селезнёва. Книгу, которую ты держишь в руках, дорогой читатель!
«Мне честь Отчизны дорога! //Но кто из церкви гонит люд //На Пасху – Вырастут рога //У тех отъявленных иуд! //И ни единый не уйдёт //От гнева Божьего! Гляди! //Заря кровавая встаёт //Пожаром страшным впереди!..»
Невольно просится вопрос – почему же Апокалипсис в стихотворениях поэта предстаёт пронизанным светом наказания любящего нас несмотря на грехи наши Господа? Видимо, одна из причин тому –утрата воспоминаний о русском рае, которые не просто, будучи словесно оформленными, рассыпаны на страницах этой книги, но как бы питают и делают светоносным междустрочное пространство стихов. Ощущение неизбежности грядущей трагедии и в то же время радость бытия парадоксально переплетены в этой книге. Это –парадоксальность жизни, несовместимая с дидактической заданностью, коей порой страдают «учительствующие» поэты, претендующие на право изречения истины в последней инстанции и забывающие, что истина порой является людям в обличье ереси.
Сидела птица на руке, //Свистела пуля у виска. //Купались девки в молоке – //Была молочною река. //И берег был из киселя – //Тот, за который бы убил! //И берегла меня земля, //Земля, которой не грубил. //Река, земля и девки те… //Какая их снесла беда? //Кто жил в подобной красоте – //Не отречётся никогда!..»
Молочные реки и кисельные берега древней Руси питают творчество Бориса Селезнёва той неискоренимой в принципе надеждой, которая даётся не всем, но лишь душам, как сказал бы психолог, от природы правильно поставленным: Мой октябрь – не весна, //Он, как поезд лесом прёт! //Только сунься из окна – //Ветром голову сорвёт! //Лишь внутри покой царит, //Люди спят, иль водку пьют. //Им никто не говорит // Чем грозит такой уют. //Ведь в стране ветра свистят //Да пожары там и тут. //Листья пламенем горят, //Их спасать – напрасный труд. //Всё сгорит – не надо дров, //Станет жарко на Руси…//Ждём мы снега на Покров, //Богородица, спаси!!!
Ангел, неизбежный вестник Апокалипсиса... Он не всегда приходит свыше, ведь он живёт в душе каждого из нас, и готов всегда говорить с нами… Вопрос, находим ли мы время и желание до поры услышать его? А между тем услышать бы надо, ведь он хочет поговорить с нами о нашем, о русском – прошлом, настоящем и будущем…
«А за окном белым-бело… //Слезу нечаянно сотру. //Мне среди русских жить светло, //Сказал мне Ангел поутру. //Такой простой невинный край – //Он всем по сердцу и уму! //Нам среди русских просто рай – //Народы вторили ему. //Мы будем тут хоть триста лет //Детей лелеять и внучат… //И никому тут дела нет, // Что только русские молчат, //Что за окном белым-бело, //И слёзы мёрзнут на стекле… //И мне, конечно повезло, //Что буду спать в родной земле, //Что здесь моя остынет кровь, //Пока ещё Россия спит, //Что рано-рано на Покров //За мною Ангел прилетит…»
Светоносный Апокалипсис в стихах Бориса Селезнёва обладает художественной сверхзадачей высветить в душе каждого из нас то, ради чего, собственно, мы и были призваны в этот мир, созданный Творцом для нас с любовью и во имя любви. Любовная лирика Бориса Селезнёва – это особая большая тема, которой я бы не хотела касаться вскользь, потому что она заслуживает отдельного осмысления и исследования. Тем не менее фундамент, на котором стоит поэтическое творчество автора этой книги, несомненно, это фундамент любви и вечного поиска любви в окружающей нас непростой действительности. Даже рассвет может не состояться, если в мире иссякнет любовь к ближнему. Мир наш стоит не только на немногих праведниках и подвижниках Веры, но и на тех, кто наделён талантом любить и побеждать любовью смерть: Что ж ты закусил губу, //Чуть не в рёв… Мужик, держись! //…Вот она лежит в гробу. //Помнишь, как любила жизнь?.. //Я и сам реветь готов – //Люди плач поставят в грех. //В окружении цветов //Здесь она живее всех. //И прекрасна, и легка //(Нас любила, дурачков),// Улыбается слегка //И глядит из облаков. //Вот несут её в гробу. //Громыхнул салют вдали. //Что ей подарить смогу? //Только горсть родной земли…»
Что ж, горсть родной земли – разве это мало? Когда в старину русичи, уходя в дальние странствия или идя на бой, брали с собой главный оберег – землю предков, завёрнутую в шёлковый платок. И эта неразрывная связь с землёй, политой кровью и потом предков, помогала нам побеждать и защищать свою любовь и веру несмотря ни на что.
«В стране буржуев и бандитов, //Блаженных, нищих и калек //Любовь сказала мне: – Иди ты, //Ненужный, лишний человек! //Иди, замкнись в свои стихии, //На жизнь-злодейку не гляди… //И вот сижу, пишу стихи я //О том, что будет впереди. //А впереди – одна разруха, //Рассветы русские в крови. //К чему мне тут «обитель духа» //Без Родины и без любви?! //Сидеть в затворе мне не слаще, //Чем чашу горькую испить – //И ухожу я в мир горящий, //Чтоб нашу веру защитить.
Конечно, веру способен защитить только способный любить – ближнего, Родину, Бога, Слово… Ведь «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» И разве пресловутая цифровизация нашей жизни, перевод всего и вся на цифру, не есть отход от Бога, Слова и, как следствие, небесной любви? Если у Бога во главе творения стоит Слово, то нетрудно догадаться, кто стоит за антагонисткой Слова – Цифрой, которая в наше апокалиптическое время всячески пытается не просто подменить слово, но вытеснить его! Отход современной цивилизации от Слова, подмена Божественной сущности Христа-Логоса-Слова цифрой – одна из самых вопиющих примет Апокалипсиса… И кто знает, быть может, даже не борьба с цифрой (ведь борьба всегда косвенно подтверждает значимость того, с чем борется), а именно это вот равнодушное «МИМО ЗЛЫХ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ», о котором пишет поэт, и есть самое эффективное противодействие Апокалипсису? А перед возможным грядущим крушением мира все равны, ибо несть перед Богом и перед Его наказанием «ни эллина, ни иудея…» Впрочем, и всемирная отзывчивость русской души, подмеченная ещё Достоевским, тоже никуда не делась.
Не бросайся в истерику – //Не ходи по ножу! //Я боюсь за Америку, //За китайцев дрожу! //Я боюсь за Австралию //И за чукчей боюсь, //Но скажу, чтобы знали вы: //Не боюсь лишь за Русь!! //Эти ж, как ни стараются, //А провалятся вновь. //Во всём мире останутся //Только Русь да Любовь!!
Тем не менее Христос-Логос, не будем забывать, принес нам не только мир, но и – меч, дабы защитить Россию, страну, где в силу её огромной территориальности богослужения идут круглосуточно. Не успевает закончиться церковная служба во Владивостоке, как тут же, в силу часовых поясов, начинается в Калининграде. А потому защита России – почётная, и я бы даже сказала – божественная наша прерогатива. А за неимением меча всегда под рукой куда более обиходная русская дубина:
«Не гляди на вещи косо, //Брось глазёнками стрелять! //Скоро здесь америкосы //Будут плавать и гулять! //Подойдёт лощёный, гладкий, //То-ли гей, а то-ли гой. //Спросит: «Детка, всё в порядке?» //И подружится с тобой. //Вот картина, так картина! //Заберёт, кого любил! //... Где лежит моя дубина, //Я пока что не забыл!».
Не единожды пуганый Апокалипсисом, как неким тёмным явлением, читатель в ходе чтения этой книги откроет совсем другую сторону этого явления. И не раз поблагодарит её автора – замечательного поэта Бориса Селезнёва за то, что он силой своего вдохновенного таланта и веры в особое предназначение России, сумел открыть нам тот Свет, который побеждает мрак и помогает обрести мудрость, без которой невозможно сохранить надежду, веру и любовь.

ИСТОЧНИК: https://literra.online/publications/authors/vladimir-sereda/svetlyy-apokalipsis

Вторник, 03 марта 2020 16:15

Памяти Леонида Бородина

Автор

Восемь с лишним лет назад, 24 ноября 2011 года, не стало писателя – прозаика, поэта и публициста – Леонида Ивановича Бородина. Для нас, оренбургских литераторов, это была и большая личная утрата старшего собрата и друга, поскольку с самого начала 90-ых он не меньше шести раз приезжал к нам по разным рабочим поводам, на Дни русской духовности и культуры, на другие литературные мероприятия, а то и просто с дружеским гостеванием.

Итак, книга «Забытые сказы» Александра Чиненкова, выпущенная Издательским центром МВГ.

Святой и демон: отражение темы человека искусства в пьесах Антона Горынина «Звонок» (2016) и «Мизантроп и Мизантропка» (2018).

Вторник, 09 июля 2019 19:34

Под знаком Аксакова

Автор

В наше время, когда государство почти не поддерживает выход книг даже профессиональных писателей, самодеятельному автору тем более не стоит рассчитывать на издание книги за государственный счет. Знаю по отзывам коллег из разных регионов России, что такие непрофессиональные авторы годами, если не десятилетиями, безуспешно обивают чиновные пороги, мечтая издать свою книгу. Взять в руки долгожданное детище и в лице книге обрести подтверждение своих авторских прав. Но некоторые авторы понимают, что хуже нет догонять и ждать, и идут другим путем. Не ждут милости от государства, а сами берут в свои руки ответственность за свою творческую судьбу.

ТВОРЕЦ ЗЕМНЫХ ПЕСЕН О ВЕЧНОМ ПЕРЕЖИВАЕТ СЕБЯ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Виталий Молчанов в своих произведениях зачастую не столько создает образы, сколько списывает их с реальности в хорошем смысле этого слова – как герой одного из его стихотворений Богомаз пишет лики с «картин», предстающих внутреннему взору.

Книга стихов Василия Миронова, уже отмеченного литературными премиями, называется «Яблочный Спас». Читаю название – что оно вот так, с ходу, говорит о книжке? Что автор полон Любви, Веры, Надежды как христианин, почитающий Спасителя человечества.

Тревожно осознавать, что реальность – не более чем иллюзия,
в лучшем случае – согласование восприятий разных участников.
Ирвин Ялом, «Лечение от любви»

Страница 1 из 2

Поиск

Календарь событий

Последние публикации

нояб 21, 2021 998

Поздравляем Вячеслава Лютого!

Поздравляем члена редколлегии журнала "Гостиный дворъ" -…
нояб 13, 2021 823

Валерия Донец в рубрике "Наедине со всеми"

Оренбургская поэтесса Валерия Донец рассказыват Диане Кан о…
нояб 13, 2021 842

Диана Кан в рубрике "Видеопоэзия"

Диана Елисеевна Кан читает авторское стихотворение.
окт 26, 2021 1080

Императрица, ты была неправа…

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ СЕМЬИ И ВЛАСТИ «Когда…
авг 09, 2021 460

Юбилей Елены Тарасенко

Поздравляем ведущего методиста Областного Дома литераторов…
мая 08, 2021 1327

«Сколько их, погибших и защищавших…»

Послевоенная зима завьюжила местным суровым снегом. Срывая…
НАПИШИТЕ НАМ
1000 максимум символов