Новости

Новости (1002)

Понедельник, 12 октября 2020 13:29

Первые встречи. Рассказ

Автор

В новом номере всероссийского электронного литературного журнала ЛИТЕРРА опубликован фрагмент книги члена литературного объединения имени С.Т. Аксакова Юрия Полуэктова.


ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ «СТЕПНЫЕ ТРЕЛИ ОРЕНБУРЖЬЯ»

Крылатым пером о крылатых пернатых

Оренбургский писатель-натуралист Юрий Леонидович Полуэктов по образованию к изящной словесности отношения не имеет. Он - технарь, инженер-оборонщик, долгое время проработавший на секретном оренбургском военном заводе, который выпускал (и надеюсь, выпускает) ракеты стратегического назначения. Мало кто знает, что легендарные ракеты САТАНА – уроженцы Оренбурга! Но всю свою жизнь, с раннего детства, Юрий Леонидович был «болен» книгами, по правде сказать, это, наверное, единственная, кроме ностальгии, благородная болезнь – любовь к чтению. Неудивительно, что с годами Юрий Леонидович стал писать и сам. Начал, как часто бывает, со стихов, а потом его жанровая палитра приросла таким сколь редким, столь же нужным, жанром - писатель-натуралист, Если точнее – с орнитологическим птичьим уклоном. Год экологии, что объявлен в России, для Полуэктова начался чередой публикаций в изданиях Оренбурга, в том числе в литературно-художественном альманахе «Гостиный Двор».
Для Юрия Леонидовича нет птичек невысокого полёта. О любой варакушке или коноплянке он говорит почти как о человеке – с любовью и восхищением. И птицы в рассказах Полуэктова почти как люди – каждая со своим характером. Сейчас Юрий Леонидович трудится над книгой «Степные трели Оренбуржья», которая есть итог многолетних наблюдений и трудов автора, как натуралиста и как писателя. И уникальна тем, что существует на стыке художественности, документальности, публицистики, поэзии... Дай Бог, чтобы эта книга увидела свет, чему будут рады не только собратья Юрия Полуэктова по перу, в смысле писатели, но и пернатые тоже бы обрадовались, если бы умели читать. Главное, что эта книга будет интересна читателям самого разного возраста.
Иногда я думаю, что в том, что Юрий Леонидович так увлекся именно птицами, есть нечто метафизическое. Как он сам признаётся, стоило ему купить дачу, как вдруг именно к нему на дачный участок стали слетаться пернатые самой разной «этнической принадлежности». И всё это птичье царство почему-то сделало своей вотчиной именно дачу Полуэктова. Меня не оставляет мысль, что эти птицы суть есть крылатые ракеты, что были некогда сконструированы Полуэктовым, а теперь, заскучав по своему создателю, в птичьем обличье заявились к нему.
Я имела возможность не раз лично убедиться в том, что птицы поистине приписаны к Полуэктову. Как-то Юрий Леонидович взял нас с мужем в одну из своих автомобильных эпических экскурсий на оренбургскую природу. На всём протяжении нашего пути нас просто преследовали птицы. Мне случалось не раз ездить на природу, но со мной такого никогда не бывало! То пообочь дороги прыгали какие-то яркие пернатые. То проносились перед лобовым стеклом. Дважды дорогу нам преграждали гуси – то белые, то серые, словно предлагая обратить на них внимание... А уж когда мы, выйдя из машины возле какой-то красавицы-речушки, чтобы сфотографировать природные красоты, увидели ОРЛА, что парил над полем и одновременно охотился, я чуть дара речи не лишилась. Дело в том, что орла за всю свою жизнь в природе я увидела впервые! Правда, Юрий Леонидович тут же просветил меня, что это не орёл, а лунь, разновидность семейства орлиных, но эта деталь моего изумления не уменьшила. Поистине, любимец и избранник оренбургских птиц этот Юрий Полуэктов!
Крылатое перо и крылатые персонажи Юрия Полуэктова учат нас не просто любить родину, но и чаще смотреть в небо родины – небо, являющееся пристанищем крылатого пернатого братства. Хочу предложить вниманию читателей фрагмент из будущей книги оренбургского писателя-натуралиста Юрия Полуэктова.

Диана КАН

Юрий ПОЛУЭКТОВ

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Из-за весенней распутицы в первых поездках в сад обычно приходилось пользоваться электричкой. Город в это время уже освободился от снега, но за пределами города всё иначе - овраги набухли влажной ледяной массой, в перелесках – дотлевали сугробы. Деревья вдоль железной дороги стояли плотной озябшей толпой, бетонные опоры контактной сети возвышались над ними как головы баскетболистов над коренастыми пассажирами, застывшими в ожидании поезда. Давно уже не терпелось съездить за город - снять зимние укрытия с роз, вейгелы, гортензии, многолетников, чеснока, молодой, поздно пересаженной прошлой осенью клубники, распустить стянутые шпагатом кроны туй, поднять пригнутые на зиму веточки форзиции. На садовой улице местами, особенно между высокими заборами, ноги проваливались в сугробы выше колена. Пока доберёшься до сада, все грехи свои, реальные и придуманные, вспомнишь.
За калиткой меня обязательно встречают птицы. Вот и в этом году, едва я ступил на участок, из вороха обрезанных осенью веток выскочили и взлетели на иву две невеликие, размером с воробья, пичуги. Присмотревшись, на одной из них я различил яркое красное пятнышко. Коноплянки! Обычно они самые первые мои гости. Но «гость», похоже, здесь сегодня скорее я, чем они, ведь коноплянки в наших краях зимуют, кочуя неподалёку, и в сад прилетают гораздо раньше меня, ещё по снегу, разбирают самые укромные, удобные для гнездования, места. Именно поэтому считают себя коноплянки полноправными владельцами местных угодий, а меня терпят как неизбежную неопасную напасть.
По влажной, не просохшей до конца дорожке я пробрался к расположенному в глубине сада домику. Перед домом компактно растут четыре туи - сплетённые ветвями и превратившиеся в очень густой и разновысокий куст. Впереди - две крупные, в человеческий рост, шаровидные, сзади - две четырёхметровые колонны. Из туй выскочил и уселся на трос, поддерживающий электрический кабель, протянутый к домику, ещё один красногрудый крылатый красавец, похоже, не очень довольный моим вторжением. И тут же начал меня всячески порицать. Коноплянки – птичьи долгожители, могут прожить до девяти лет, если ничего не случится. Похоже, меня встречал действительный старожил - не стеснялся, резал всю свою птичью правду в глаза. За годы проживания пернатых в саду я привык выслушивать подобные реприманды. Здесь даже выговоры исполняются артистично и звучат музыкально - грех обижаться! Среди природных певцов вздорных крикунов нет, их искусство не позволяет опускаться до уровня кухонных перебранок.
Есть такая особенность у коноплянок: чем ярче и крупнее красные пятна на груди у самца, тем старше и авторитетнее их обладатель. Тот, у калитки, определённо молодой - новичок. Робок ещё. И грудь у него скромно розоватая, а вот узурпатор околотуйной территории может похвастаться просто пылающей грудью. В птичьем мире так: самые беспросветные заросли достаются исключительно по заслугам – старейшим... Конечно, я не стал препираться с грубияном: мне было важно, чтобы птицы не рассердились и не улетели.
На моём участке частенько квартируют сразу несколько семейных коноплянковых пар. Однажды удалось сфотографировать момент общения двух таких квартирантов. Молоденький самец слишком близко подкатился к туям - очень уж ему нравились густые вечнозелёные хвойники. Старший тут же подлетел к молодому, объяснив соплеменнику, что непрошенный гость не прав во всех жизненных случаях. И, как и полагается бывалому педагогу, проводя профилактическую воспитательную работу, выглядел спокойно, уверенно. Точно старший офицер на плацу.
Молодой вынужден был терпеть менторский тон бывалого товарища. Хотя ему явно было не по себе от этой проповеди. Когда птички ощущают дискомфорт, чуют опасность, у них на голове приподнимаются перья. По тому, как у младшего по званию взъерошился чубчик, было очевидно, что мысли его не самые жизнерадостные. Что тут скажешь? Иерархия! Кому в молодости какой-нибудь старый хрыч настроение не портил?
Самое популярное птичье место в саду – электрический провод, протянутый через весь участок от уличного столба к домику. Это и подиум, где коноплянки любят покрасоваться, и сценическая площадка, откуда певчие и чирикающие демонстрируют свои вокальные дивертисменты, и место любовных свиданий, и сторожевая вышка. Провод натянут невысоко, рядом с основной дорожкой, и фотографировать пернатых на нём очень удобно. Ещё одна арена, где частенько фотообъектив отлавливал пернатых актёров и случайных залётных гастролёров – шпалера для разнообразных лиан. (Есть у меня такая прихоть – выращивать вьющиеся сорта жимолости, клематисы). Верхняя перекладина шпалеры сделана из тонкой стальной трубки, и птицам она весьма по вкусу в качестве «лавочки».
Под кустами понемногу скукоживался снег, и летний сезон стартовал с приборки в доме. Я возился на веранде и подглядывал за коноплянками. Молодой самчик уже оправился от обиды, нанесённой старшим, устроился на проводе и завёл лирическую песню. Песня коноплянки, нежная и чистая, входит в топ-список у любителей птичьих трелей. Вторым голосом вступил обосновавшийся у входа в сад, послышались ещё голоса. Коноплянки любят петь хором, а я люблю хоровое пение.
Самочка сновала по земле, по голым ещё кустарникам и периодически с травинками в клюве ныряла в заросли туи. Строительство гнезда у коноплянок – проблемы дамы, гнездо она складывает очень аккуратное и уютное. За время нашего совместного с птицами проживания на даче сожительства я обнаружил уже больше десятка отслуживших коноплянковых «хаток». Работа самца коноплянки во время строительства, что говорится непыльная, но ответственная: распевать любовные ариозо и оповещать конкурентов о том, что здесь именно он хозяин территории, занятый строительством семейного очага и посторонних просит не соваться. Новосёл моего сада заливался, импровизируя от души, даже хохолок на голове изредка топорщился. Пение периодически «разбирало» самку: она подскакивала на провод, крутилась возбуждённо около кавалера... А он - весь такой отстранённый певун, и только в песне его жизнь. Подружка не отступала, настаивала напористо и... парочка стремительно слетала в кусты. Где и терялась. А ведь действительно, не только у людей прекрасный слабый пол любит ушами! Через несколько минут пение и строительство возобновлялись с прежним усердием.
Счастливая и весёлая жизнь коноплянок продлится недолго. Через пару-тройку недель прилетит самец варакушка. Он тоже любит мой сад, и уступать обжитое уютное пространство не захочет. Варакушка – это просто стихийное бедствие для других пернатых. Чтобы прогнать коноплянку, варакушка будет третировать несчастную птичку, воспроизводя самые тревожные, самые отчаянные крики, какие только возможны. Варакушке это легко: она мастерски подражает голосам самых разных птиц, великий полиглот пернатого царства. Бедные коноплянки в такие минуты едва с ума не сходят от страха и отчаяния.
А куда деваться? Самка-то уже на гнезде. Самец уходит на дальние растущие по меже сирень и калину, сидит понурый, поёт невесёлые песни. На проводе появляется редко, и в сторонке от домика. Короче, живут коноплянки в постоянном стрессе – боятся, но терпят. И лишь когда у варакушки всё устаканится и подружка снесёт яйца, буян-самец подобреет. Птенцов у варакушек высиживает только самка. Самец, как настоящий мужик, охраняет дорогую подругу, а потом кормит вылупившихся отпрысков. Иногда согревает голеньких, только что вылупившихся птенчиков, когда самка слетает за кормом. Словом, не до террора коноплянок становится самцу варакушки, потому как своих родительских хлопот полон рот.
Только, ради бога, не демонизируйте варакушек: никакие это это не монстры. Никого не бьют и особо не обижают. Просто в борьбе за территорию прибегают к вокальному террору. Если бы гомо сапиенс для достижения собственных целей использовал только парламентские дебаты, на земле, по крайней мере, не было бы войн. Варакушки на самом деле очень милые птички, но разговор о них я поведу в других рассказах.
После того, как варакушка угомонится, коноплянка оживает, смелеет, снова выскакивает на провод с нежными песнопениями. Горести позабыты, начинается вторая серия любовной истории – зачатие нового в это лето выводка. Вот так и здравствуем мы, я с птицами, словно в большой коммунальной квартире, где всё на виду, вперемешку – с любовью и склоками. В общем, всё как у людей!

ИСТОЧНИК: https://literra.online/publications/authors/yuriy-poluektov/pervye-vstrechi-rasskaz

Понедельник, 12 октября 2020 13:15

Поверяя русское корейским. Эссе

Автор

В новом номере всероссийского электронного литературного журнала ЛИТЕРРА опубликовано эссе члена Союза писателей России, поэтессы Дианы Кан.


КАК ПРИНЦИПЫ КОРЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОМОГАЮТ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ ПОЭТАМИ РОССИИ

Вхожу в библиотеку весьма далёкого от Южной Кореи российского города Оренбург и не верю собственным ушам, слыша корейскую речь из уст российских парней и девушек... Хангук, онни, хён, саранхэ, чинча, дэбак... Ничего удивительного, поясняют мне! Это проходит заседание Оренбургского корейского киноклуба, собирающего подростков и молодёжь со всего региона, на территории которого можно разместить несколько европейских государств. А в этот раз у ребят дополнительный приятный повод общения – награждают участников организации фестиваля корейской культуры «Dream High».
Не ошибусь, если скажу, что сегодня практически в каждом молодёжном коллективе России непременно есть пламенные поклонники корейской музыкальной культуры, в просторечии называемой кей-попом. Причём, количество фанатов кей-попа в России неуклонно растёт. Имеются кей-поп-фанаты и среди молодых поэтов Оренбургского областного литературного объединения им.Аксакова, которым я руковожу. Наблюдая это явление в лице одной из наших молодых талантливых поэтесс Наташи Кукушкиной (студентки Оренбургского государственного университета), я пришла к выводу, что увлечение южнокорейской музыкальной культурой русским молодым поэтам идёт только на пользу. В плане личностном и творческом.
Всякий кей-поп фанат - это воплощение любви и позитивного отношения к миру. А разве не любовь к миру – краеугольный камень литературного творчества? Далее хочу сказать о неуклонном стремлении к профессиональному совершенству, свойственном кумирам кей-попа, и как следствие – их фанатом, равняющимся на кумиров. А разве не к постоянному совершенствованию в творчестве я постоянно призываю молодых авторов на своих семинарах по литературному мастерству?
Корейскому менталитету свойствен перфекционизм, без которого любое творчество по большому счёту обречено. И литературное в том числе. Без неуклонного стремления к совершенству владения красотой и гармонией языка не состоялся ни один поэт. Именно этой наукой максимально точно, гармонично и красиво выражать свои мысли мы и стараемся овладеваем на творческих семинарах литобъединения. И потому просто обязаны быть перфекционистами!.. В плане межличностных отношений кей-поп-культура учит молодых русскоязычных поэтов той доброжелательности, которой часто не хватает в литературной конкурентной среде. Кей-поп учит молодых соперничать не друг с другом, а с самим собой за право стать лучше себя, вчерашнего. И в этом я тоже вижу большую созидательную составляющую увлечения молодых корейской музыкальной культурой.
Кей-поп плохому не научит. Ведь его кумиры, в отличие от исполнителей российского и европейского шоу-бизнеса, погрязших в скандалах, напрочь лишены звёздности, скандальности, гордыни. Корейские музыканты скромны, воспитаны, доброжелательны к своим поклонникам и очень дистанцированны от всякого рода скандалов... Они, хотя и звёзды, которым поклоняются миллионы, но при этом такие трудяги, причём, с детского возраста, что на всё прочее, кроме постижения музыкального мастерства, у них просто не остаётся ни времени, ни сил. Они стремятся совершенствоваться в профессиональном смысле каждый день, каждый час, чтобы не разочаровывать своих поклонников, для которых являются образцами подражания... Они понимают меру своей ответственности перед публикой. А ведь именно к этому – к пониманию ответственности за собственное творчество перед публикой, перед читателем, о доброжелательности по отношению к читателям, я всегда призываю молодых поэтов. Надо становиться популярным не благодаря скандальным выходкам, а благодаря таланту и творческому мастерству.
Не может не вызывать уважение то, что в отличие от американских и российских звёзд, корейские исполнители не только талантливы и трудолюбивы, но ещё скромны и воспитанны. Вы никогда не увидите на корейской сцене человека, который не умеет петь или не способен научиться танцевать. Сегодня в России, к сожалению, сплошь и рядом можно увидеть, как на сцене кривляется молодой человек, который отсутствие профессионализма и таланта пытается компенсировать скандальным, а то и хамским, эпатажем. Это, кстати, происходит не только на музыкальных, но и на литературных, сценах. В современном литературном процессе России полным полно развелось бесталанных стихотворцев, называющих себя молодыми поэтами, которые при этом даже не пытаются профессионально расти. И когда я говорю талантливым молодым авторам, что так в литературу пути не пролагают, то для доходчивости очень помогает пример кумиров кей-попа, которые и талантливы, и трудолюбивы, и скромны...
...Если немного заглянуть в историю, то и тут скажется тот неповторимый стоически мужественный менталитет корейского народа, который заявил о себе новым музыкальным направлением кей-попа в то время, когда Южной Корее, вобщем-то, было не до высоких материй, поскольку там разразился экономический кризис, это было в 1998 году. Однако, к их чести, на кризис корейцы ответили не унынием, а – творческим рывком в музыкальной сфере. Ведь со временем кей-поп стал одним из инструментов экономического подъёма страны. Появившийся в кризисное непростое время кей-поп помог преодолеть кризис, став очень востребованным в мире музыкальным корейским «продуктом». Ведь в условиях жёсточайшей конкуренции на музыкальном рынке надо было давать только высококачественный музыкальный продукт! Тут и пригодился тот самый корейский перфекционизм, благодаря которому корейцы всё, что, за что бы ни брались, непременно доводят до совершенства.
Неудивительно, что немного освоившись в поле мировой музыкальной культуры, кей-поп-коллективы стали неуклонно набирать популярность. Сегодня кей-поп победно шествует по миру. Примеры популярности его повсюду. В Лас-Вегасе на церемонии церемония вручения наград «Billboard Music Awards» самой стильной группой признали BTS. А песня «Fantastic Baby» группы Big Bang попала в известный американский сериал «Glee». Набирает популярность корейская поп-музыка и в России. В примеру, в том же Оренбурге регулярно проводятся фестивали и встречи по более углублённому знакомству молодёжи с музыкальной культурой и языком Южной Кореи. Существует корейский молодёжный киноклуб.
...Кей-поп помогает мне и в работе с молодыми поэтами. Специфика творческой работы с авторами во многом созвучна тем правилам, что действуют в кей-поп-культуре. Средний возраст корейских кей-поп исполнителей (или айдолов, как называют их поклонники) варьируется от 16 до 28 лет. А ведь этот возраст полностью совпадает с возрастом, когда поэта можно считать молодым. Не приемлю ситуацию, когда в России поэты считаются молодыми чуть не до сорока лет, а то и старше. К тридцати годам автор уже должен либо стать поэтом без извинительной приставки «молодой», то есть стать профессионалом. Либо уступить место другим, более молодым и более талантливым. Великие русские поэты Лермонтов, Есенин, Павел Васильев и другие погибли в молодом возрасте до 30 лет. Но будучи молодыми людьми, они не были молодыми поэтами, а были зрелыми мастерами слова. Потому я всегда говорю молодым поэтам очень жесткую вещь – либо вы вырастаете из категории «молодой поэт» к тридцати годам, становясь Поэтом. Либо уходите в другие сферы деятельности, не отнимайте время у себя и окружающих, обманываясь сами и обманывая других, что вы поэт. Быть молодым поэтом, когда тебе за тридцать лет, просто пошло!
Тут, видимо, срабатывает во мне, русском поэте (и даже классике русской литературы!) корейская генетика. Я считаю очень правильным, что в кей-поп-культуре карьера молодых исполнителей длится до 28 лет, после чего парни отправляются в армию. У многих на этом музыкальная карьера заканчивается. Но некоторые, самые популярные, талантливые и работоспособные, делают после армии сольную карьеру. Ну а другие просто живут обычной жизнью, исчезая из поля зрения публики. В кей-поп-культуре, как и в русской поэзии, я уверена, молодой человек обязан в краткие сроки выложиться по творческому максимуму, ибо молодость – то достоинство (или недостаток, как кому угодно!), которое очень быстро проходит. Вот так и получается, что корейский формат работы с творческой молодёжью я использую в работе с молодыми российскими поэтами, считая этот формат самым продуктивным. Причём, пришла к этому формату ещё задолго до своего знакомства с кеф-поп-культурой, как говорится, эмпирическим методом.

ИСТОЧНИК: https://literra.online/publications/authors/vladimir-sereda/poveryaya-russkoe-koreyskim-esse

Воскресенье, 11 октября 2020 12:41

«Язва» Славы Хэйта

Автор

Очередная новинка издательского центра МВГ привлечёт внимание не только литературных, но и музыкальных кругов, поскольку высоко ценимый многими фронтмен группы «youhate» Слава Хэйт теперь уже окончательно утвердился в статусе поэта.

Четверг, 08 октября 2020 14:48

Литпроцесс сегодня

Автор

Новому поколению литераторов представилась возможность усовершенствовать профессиональные навыки на восьмом всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России-2020».

Четверг, 08 октября 2020 14:28

Успели до второй волны

Автор

СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «МЫ ВЫРОСЛИ В РОССИИ» – 2020 В ОРЕНБУРЖЬЕ

В Оренбургской области в восьмой раз прошел всероссийский семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». Пять секций, три культурно насыщенных дня, семинаристы и мастера из разных регионов страны, поэтичная осенняя поездка в аксаковские места...

Четверг, 08 октября 2020 14:20

Пусть растут!

Автор

В Оренбурге прошёл восьмой Всероссийский семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России».

Издательский центр МВГ выпустил в свет сборник пародий Сергея Салдаева «Страна непуганых поэтов» – книгу ехидную, обаятельную, полезную.

УВАЖАЕМЫЙ ПАВЕЛ ГЕОРГИЕВИЧ!

От имени коллектива Оренбургского областного Дома литераторов и всего творческого авторского актива поздравляю Вас со славным Юбилеем!

Стихи Сергея Есенина читает поэт Сергей Седельников.


Стихи Сергея Есенина читает поэтесса Олеся Куземцева.

Поиск

Календарь событий

Последние публикации

нояб 21, 2021 723

Поздравляем Вячеслава Лютого!

Поздравляем члена редколлегии журнала "Гостиный дворъ" -…
нояб 13, 2021 621

Валерия Донец в рубрике "Наедине со всеми"

Оренбургская поэтесса Валерия Донец рассказыват Диане Кан о…
нояб 13, 2021 644

Диана Кан в рубрике "Видеопоэзия"

Диана Елисеевна Кан читает авторское стихотворение.
окт 26, 2021 808

Императрица, ты была неправа…

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ СЕМЬИ И ВЛАСТИ «Когда…
авг 09, 2021 415

Юбилей Елены Тарасенко

Поздравляем ведущего методиста Областного Дома литераторов…
мая 08, 2021 1018

«Сколько их, погибших и защищавших…»

Послевоенная зима завьюжила местным суровым снегом. Срывая…
НАПИШИТЕ НАМ
1000 максимум символов